Определите виды придаточных предложений в СПП. Составьте схемы предложений.
Определите вид связи придаточных
предложений с главным ( однородное, последовательное, параллельное (
неоднородное), комбинированное)
1 вариант
1.Покуда
есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на
планете .
2.Тот,
кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге,
уже перестанет быть обывателем.
3.
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?
4.Плохо,
если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
5.Коль
жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
6.Кто
говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
7.Если
бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна
была бы земля наша.
8.Москва
просыпается всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с
обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза.
9.Не
думай, что все пропели, что бури все прогремели.
10.Мы из тех нестареющих, кто
без устали трудится, и сознательно верящих, что все лучшее сбудется!
2 вариант
1.Я
чувствовал, что в душе моего приятеля
есть что-то, что он хранит про себя.
2.Даже
небольшое предварительное знание тех мест, где мы собираемся жить, заставляет
нас относиться к ним гораздо внимательнее, чем если бы мы ничего о них не
знали.
3.Будь
жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
4.Самые
богатые из людей не те, кто получил много, а те, кто как раз щедрей всех других
раздавал себя людям.
5.Я
хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда гонит его в такую
распутицу.
6.Рита
поняла, что в этом потоке она не найдет никого из тех, чьи имена только что
слыхала.
7.Все
оживились, когда Любка сказала, что представитель штаба одобрил их.
8.Терпеливо
растолкуйте детям, что лес – наше богатство, что его надо беречь.
9.Еще в детстве я слышал, что одно из самых благородных
дел, какие совершает человек,- это насаждение лесов.
10.Когда от горя тягостно,
когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес!
3 вариант
1.Шквал
встряхнул дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его
опомниться.
2.Кто
боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.
3.Вечером
буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит
гром.
4.Слышу,
как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг.
5.Туманам
плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить.
6.Как
только огарок погас, звуки и запахи усилились, как будто они обрадовались исчезновению
соперника.
7.Стояла
та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять, доцветает ли
весна или расцветает прозрачная осень
8.Ивы
на легком ветру подвернули в одну сторону листики, как собаки добрые подгибают
уши, когда завидят хозяина.
9.А
где-то в гнездах шепчут птицы, что так недолго и разбиться, что вряд ли стоит
рисковать.
10.Когда оба хозяина
усаживались для разговора, собаки резвились до того, что невозможно было их
успокоить.
4 вариант
1.У
свежевырытых могил висят простреленные каски тех, кто страну свою хранил, кто
шел на подвиг по-солдатски.
2.Я
хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
3.Я
вырос в захолустной стороне, где мужики невесело шутили, что ехало к нам
счастье на коне, что богачи его перехватили.
4.Человек
наделен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
5.Так
теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал
каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
6.Сережка
догадывался, что его пытаются разглядеть через окно, поэтому он нарочно стал
так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть.
7.На
то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
8.Тут
собрался народ, чтоб узнать, кто ревет, кто все время плачет.
9.Кто
не знает, какою была ты когда-то, пусть посмотрит хоть раз на твоих сыновей.
10.Пишут мне, что ты, тая
тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном
ветхом шушуне.
Определите виды придаточных предложений в СПП. Составьте
схемы предложений.
Определите вид связи придаточных предложений с главным
( однородное, последовательное, параллельное ( неоднородное), комбинированное)
5 вариант
1. Бойцы ясно осознавали, что
нет такой жертвы, которую они не принесли бы без колебания, если бы она была
нужна родине.
2. Кирилл без устали мурлыкал
песню о человеке, который шел впереди всех, которому было трудно, который
оставил глубокий след.
3. Света луны оказалось
вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом
то, что диктовал жестокий закон штыковых атак.
4. Неожиданная и слишком
ранняя смерть Пушкина поразила горестью всех, кто сколько-нибудь любил русскую
литературу, которая лишилась величайшего из всех писателей, какие только
являлись в ней до того времени.
5. Тишина на границе такая,
что слышится, как залетная птаха присела на куст и упругая ветка под ней
колышется.
6. Когда я вбежал в ворота,
под которыми было очень темно, уже никого не было.
7. Он расспрашивал меня про
то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы.
8. В воздухе висит зной, от
которого клонится лист и покрывается трещиной земля.
9. Уже вечерело, когда
грузовик влетел на улицу небольшой деревеньки, где опытный глаз сразу угадал бы
командный пункт небольшой авиационной части.
10.Когда же раздавался
выстрел и падала птица, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал.
6 вариант
1. Я отвечал, что природа
хороша и особенно хороши в наших местах закаты.
2. Когда Каштанка проснулась,
она услышала доносившийся с улицы шум, какой бывает только днем.
3. Знание – сокровище,
которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
4. Пока бегали за винтовкой,
Мечик чувствовал, как щупают его со всех сторон десятки любопытных глаз.
5. В лесу человек особенно
остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.
6. Теплая дружба и
преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и не
требовал от другого больше того, что он может.
7. Глеб не заметил, как
наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все
ожило.
8. Мы не знали, по какой
тропинке идти, чтобы попасть в березовую рощу!
9. Как только строительная
площадка открылась перед нами, я заметил, что все рабочие толпятся у забоя.
10.Когда у меня в руках новая
книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее.
7 вариант
1. Мой дом везде, где есть
небесный свод, где только слышны звуки песен.
2. Когда вся долина залилась
золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился.
3. Я так ушел в свои думы,
что совершенно забыл, зачем пришел сюда в этот сумеречный час.
4. Он видел только, что
прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была
батарея.
5. Комната, в которую вступил
Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты.
6. Не страшно знать, что
смерть идет, коль умираешь ты за свой народ.
7. В детстве мы впервые
узнавали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром
лесу живут трусливые зайцы, неповоротливые медведи и хитрые лисицы.
8. Машина рванулась с места и
понеслась по улице с сумасшедшей скоростью, которую любил командующий вне
зависимости от того, нужно было ему торопиться или нет.
9. Когда я сошел утром в
Брянске, был такой мороз, что весь воздух выл от скрипа сапог.
10. Я хочу рассказать, как
прекрасен цветущий луг рано утром, как в шершавых листиках травы накапливается
огромная хрустальная капля росы, какой яркий темный след остается на лугу от
твоих ног.
Комментариев нет:
Отправить комментарий